понедельник, 21 мая 2018 г.

Картинка из автобуса: какими бывают нормативные отношения

Ехала сегодня в автобусе. На одной из остановок на два свободных места напротив сели бабушка и внучка. Девочке лет 6 с небольшим, будущая первоклассница. Бабушке — не знаю, сколько, но типичная такая бабушка, седая, в очках, волосы ободком подхвачены.


Зашли они, разговаривая о том, кто такие бомжи. Видимо, на остановке сидел бомж, и девочка стала задавать вопросы. Я обратила внимание на то, как они общались. Похоже, девочка много времени проводит среди взрослых, у неё хорошо развитая речь и мелькают какие-то "взрослые" формулировки, типа "что же это за полиция такая, если она не работает?" Бабушка отвечала на вопросы спокойно и обстоятельно, не сюсюкая и не подавляя ребёнка авторитетом. Поясняла всё по принципу "необходимо и достаточно". Кстати, излишне взрослые и осуждающие фразы девочки бабушка не поддерживала и не давала им развиваться. Не тыркала её, но и не поощряла развитие темы в этих направлениях. При этом и девочка не паясничала, не делала ничего напоказ и чувствовала себя естественно, соблюдая приличия.

Потом они обсудили планы на завтра, а затем девочка достала две куколки и предложила бабушке поиграть. Бабушка легко согласилась, и я могла наблюдать за их игрой. Опять же - никакого сюсюкания, никакой нарочистости, бабушка красиво, но понятно строила предложения, совершенно не стесняясь того, что "она тут играть с дитём выдумала". Девочка, если ей что-то было непонятно или не знала точного значения слова, непременно переспрашивала бабушку, и та отвечала без всякого раздражения и уничижения вроде "ты что, сама не знаешь, что ли?" И опять же — говорила ровно столько, чтобы стало понятно, не занудствуя в стремлении рассказать всё, что знает. Я буквально любовалась ими всё время, что они ехали до своей остановки. Всё, что происходило, свидетельствовало о том, что девочка растёт в безопасной, поддерживающей, одобряющей обстановке.

Потом они вышли. А я подумала, что если все дети будут расти в такой обстановке, то однажды семейные психологи станут не нужны. Но, к сожалению, не смогла вспомнить, когда же я в прошлый раз видела такую семью...

PS. На фото — моя мама. Ну, не могла же я чужую бабушку в автобусе фотографировать.)))

19.05.2018 г.

24 комментария:

  1. Чудесная картина. Уметь бы так же. Чувствую за собой косяки неадекватности, по отношению к своим детям. Нужно бороться, но вот как? Где взять столько терпения или понимания? Есть хорошая литература по этому вопросу?)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиза, спасибо! Почитать можно Петрановскую, Гиппенрейтер, хорошая книга "Когда ваш подросток сводит вас с ума", автор Эда ле Шан. Вообще, чтобы хватало терпения и понимания, надо родителям начинать с проработки своих каких-то проблем, которые отнимают ресурсы. Ну, и помнить, что мы живые, ситуаций бывает много и не во всех мы бываем идеальными. Но какие ситуации доминируют и как мы выходим из неидеальных - это по сумме своей и оказывает влияние на то, какими растут дети. ))

      Удалить
    2. Спасибо огромное за книги!!! И за мудрые слова, они очень ценны для меня.)

      Удалить
    3. Лиза, я рада, что полезным смогла поделиться.))

      Удалить
  2. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, РАДУЕТСЯ ДУША КОГДА ВИДИШЬ ТАКОЙ ПРИМЕР.
    Мой сын - первоклассник с гипердинамическим синдромом - ужас для учителя. Стараюсь сохранить с ним добрые отношения, но вот учителя думаю будем менять - думает , что мы плохо воспитываем - все время крутится и внимания не хватает, рубашка из-под брюк торчит, бегает на переменах... Добрые отношения с ребенком и терпение по отношению к нему нужны всегда, но детям с особенностями - в сто раз больше.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, да гипердинамический синдром требует понимания и правильного отношения и поведения взрослых, чтобы помогать ребёнку. Жаль, что учитель не может разделить результаты воспитания и результаты особенностей устройства нервной системы и психики... желаю найти понимающего педагога! Это очень важно для коррекции и поддержки ребёнка.

      Удалить
  3. Оля, искренне рада за девочку - ей повезло жить в такой чудесной, душевной атмосфере. Редкость, правда. Я вижу вокруг больше совершенно других примеров, да и сама я росла в другом "климате". С дочкой тоже всякое бывало, сейчас, оглядываясь назад, многое поменяла бы в воспитании. Но, назад не вернуться, так что имеем то, что имеем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галя, спасибо большое! Да, к сожалению, и примеров вокруг больше других, и мы в качестве родителей косячили по-всякому. Но вот я вспоминаю своё родительство и понимаю: если бы мне тогда дали весь объём информации, который есть сейчас (правда, я и тогда больше других знала в силу профессии), да плюс возможность личную психотерапию проходить, насколько меньше косяков было бы! А ведь у нынешних родителей и информации полный интернет, и психологов/психотерапевтов огромное множество. А ситуация в чём-то ещё хуже, чем в девяностые...

      Удалить
  4. Ольчик, такой светлый лучик, твоя автобусная зарисовка. Представляю себе то удовольствие, что ты испытала, наблюдая за ними. У нас с детьми такие отношения, в основном. И у многих друзей в моём окружении. И я считаю счастьем жить в такой коммуне. А вот чуть дальше...за нашим радиусом...Ой. Работы тебе ещё на два поколения хватит. Как минимум...
    Кстати ,насчёт работы))) Как ты там сам себе хозяин? Довольная? График налаживается? Свобода действий радует?Я вот выберусь из объятий вертиго своего и подробнее тебя пораспрашиваю))
    Спасибо за рассказ! Лежу улыбаюсь вся)(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, ты опять с вертиго?!
      вы с мужем классные родители, не то что некоторые (о себе говорю)

      Удалить
    2. Аня, да...Обидно-досадно...Только переехали, дел невпроворт...а меня тут как свалило...Сегодня я уже хоть буквы вижу)))

      Удалить
    3. Лена, большущее спасибо тебе! ))) Даааа, я кайфовала просто! Едва удержалась, чтобы не сказать бабушке что-нибудь хвалебное. Не решилась вторгаться в их пространство со своими комментариями. И да - очень жаль, что те, кто так общается с детьми, всё ещё в меньшинстве. Вот я много встречаю про то, что в Израиле к детям очень хорошо относятся, но, как понимаю из твоего описания, и у вас там хватает всякого...

      Про работу - довольная, привыкать приходится больше даже не к самому графику, а к тому, что больше приходится шевелиться в тех направлениях, про которые раньше я не особо-то и парилась. ))) Но в этом есть свои плюсы и своё удовольствие. )))

      Давай поскорее разделывайся со своим вертиго, хватит ему уже тебя вертеть-крутить! ))) Возвращайся на твёрдую почву! ))) Жду твоих рассказов про завершение ремонта.

      Удалить
  5. Оля, спасибо за зарисовку...есть оказывается еще нормальные отношения, я вот давненько не видела ничего подобного...или полный пофигизм на детей или гиперопека, или ор или молчаливое дерганье(((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, да, какие-то нездоровые крайности, причём, у нас ора было поменьше лет 5-6 назад ещё, а нынче смотрю на поведение родителей по отношению к детям - и волосы шевелятся.(((

      Удалить
  6. Что тут скажешь!Можно только порадоваться за девочку,да и за бабушку тоже!У нас по всякому бывает.Я цербер,а муж сюсюкает.Ну тут еще болгарская особенность,мне кажется.У них,как и у турков культ детей))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, да, я тоже порадовалась. ))) Вот есть менталителы, в которых в целом другое отношение к детям. Но у нас вроде как был такой, с почти культом, а в последние годы что-то такое происходит, что нездоровых вариантов всё больше и они всё явнее. Грустно...

      Удалить
  7. Наталья Федосеева21 мая 2018 г. в 18:31

    Добрый день, Оля! Рада, что вы появились после долгого перерыва. Вчера ходила с внуками (9 и 6 лет) в зоопарк, ну и за посетителями -родителями и детьми -наблюдала (это, видимо, профессиональное осталось, от учительствования). К сожалению, многие взрослые на вопросы ребенка не отвечают вовсе, тянут за руку от зверюшки к зверюшке. Вроде бы пришли ребенка развлекать, а внимания этому ребенку и маловато. Нормальные отношения к детям в семьях есть, но чаще попадаются на глаза какие-то конфликтные ситуации. Хотя и современным детям сейчас непросто, обилие информации не всегда на пользу растущему человеку. Боюсь, что ваша профессия еще долго не потеряет своей актуальности. Не пропадайте! Пишите! Ваши статьи всегда интересны и полезны!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, спасибо большое за отклик! Буду писать. ))) Про детей в зоопарке или других местах, типа музеев, выставок, - ооо, это отдельная песня! Родители вроде "ради детей" туда идут, но возможности погрузиться в процесс наблюдения, изучения, рассматривания детям почти не дают. Про поток информации - ещё одна грустная песня, потому что с его влиянием мы по-настоящему только начинаем встречаться, а отложенные последствия могут ещё ого-го как удивить и, скорее всего, удивить неприятно...

      Удалить
    2. Внук пяти лет от кого-то услышал, что в музее есть динозавры и недели две упрашивал сводить его туда. Договорились со снохой, что она придет с работы пораньше и посидит с Вероникой пока мы "гуляем по музеям"). Я не думала, что в таком возрасте он будет ходить по музею полтора часа и спрашивать-спрашивать-спрашивать. Где-то хватало таблички, где-то я сама знала что и как сказать - педагог, однако). А в зале животного мира уже не выдержала и позвала научного сотрудника (это сестра моей одноклассницы). Теперь уже на все вопрос получил исчерпывающие ответы. А потом Марина разрешила Витальке произвести раскопки в специальном ящике. Над ящиком висела картинка рыбы-ящера и внук периодически смотрел что же он откопал. Уходя из музея, он сказал смотрительнице - радуйтесь, мы там костей накопали)). Дома внук сказал, что видел ногу мамонта (берцовая кость) и тапочки из коры Теперь у нас на очереди музей института экологии Волжского бассейна.

      Удалить
    3. Таня, вот отличное подтверждение того, что на основе собственного интереса ребёнок может подолгу удерживать внимание и осваивать новое с пользой для себя! Замечательно, что в семье это поддерживается! Радуюсь!)))

      Удалить
  8. Как же замечательно! И как раз сейчас подобное встретишь! Остаётся только порадоваться, насколько девочке повезло со взрослыми вокруг неё

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, спасибо! Да, я подумала, что скорее всего, такая бабушка в своё время могла вырастить маму или папу для этой девочки в таком же поддерживающем духе, и тогда это вообще прекрасно.

      Удалить
  9. Как же хочется и самой быть сначала такой мамой, ну а потом и бабушкой))) Но так трудно себя менять

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, вот да - менять можно только себя, но себя менять труднее всего.))

      Удалить

Я Ольга, и я рада вам в моём Домике! Если вам захочется что-то для меня написать - обязательно сделайте это! ))) Я читаю все комментарии и по возможности всем отвечаю. А ещё можно просто поставить "галочку" под сообщением - "интересно, забавно, полезно" .))

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...